Мое первое знакомство с Енисейском произошло очень рано. Дело в том, что мой отец родом из села Маслениково, село уже давно не существует, но его жители ежегодно в Петров день собираются в селе, ухаживают за кладбищем, общаются и делятся воспоминаниями. Таким образом с самого раннего детства я проезжала через Енисейск на пути к родине моего отца. Отец очень интересно рассказывал о городе, о купечестве, о ладьях, которые ходили из Енисейска по всему миру, привозили в Сибирь шелка, парчу, специи, цветы, семена, самые диковинные товары. О домах, которые есть в этом городе и кому они принадлежали и чем знамениты эти люди. Разумеется, после типовых домов Лесосибирска и его короткой истории — Енисейск казался для меня городом полным великолепия, загадок, тайн, кладов.Когда мне исполнилось пять, отец по моей просьбе много раз возил меня в Енисейск для общения с монахами в монастырях и и служителями местных церквей. Тогда в Лесосибирске еще не было храмов, а вопрос о Боге и вере уже волновал меня, мне было интересно, почему люди уходят в монастыри и чем они занимаются. Так что в детстве я познакомилась с религиозной жизнью Енисейска. И тогда меня удивили эти люди: монахи, монахини, служители. Я никогда не встречала людей добрее и искреннее, казалось, для них не существует злобы, обиды, вражды, агрессии. Я полюбила Енисейск еще больше. Когда я стала постарше, мы с родителями останавливались в Енисейске каждый раз на пути в Маслениково, папа проводил для нас экскурсии, мы посещали его дальних родственников, слушали, как они живут и чем занимаются. В основном это были уже старики, и от них я узнавала многое о быте, о культуре города, я спала на русской печке, ела кашу из печи, пила мед и вытаскивала соты, слушала истории о кладах или загадках, которые люди порой находят в Енисейске, просто работая на огороде или в саду. Разумеется, я посещала и музей в Енисейске, и какое то время я отчаянно желала стать археологом, история казалась для меня такой увлекательной, ведь для меня она была абсолютно материальной — живой. Однажды меня представили потомку Савелия Мамонтова — известнейшего Сибирского мецената и купца. Он провел для нас экскурсию и рассказал о своем роде, о революции, о своих предках и о своей сегодняшней жизни. Его семье принадлежала половина зданий в Енисейске, целый флот кораблей, здания и галереи в Красноярске и даже в Петербурге. Я уже не помню, как звали этого мужчину, но он оставил у меня самые приятные впечатления, я подумала тогда, что если уж потомки уничтоженных купцов выглядят и ведут себя так приятно и благородно, то какими должны были быть русские дворяне? Декабрист Фонвизин, например. Ведь он жил в Енисейске. Все эти люди, истории, здания, резные рамы на окнах, купола церквей стали для меня реальной историей, как будто машиной времени. Сейчас Енисейск — для меня это Августовская ярмарка, День города, Енисейская уха, Проводы зимы — это то место, где можно реально прочувствовать, что значит быть сибиряком, что значит быть русским, это место, где еще можно услышать сибирский диалект, полюбоваться изделиями ремесленников, поесть сибирской еды. Енисейск — это островок культуры в промышленной Сибири и мне бы очень хотелось, чтобы он остался таким. Чтобы его жители с такой же теплотой и трепетом относились к своим традициям и укладу и также любили его, как и я.