История г. Енисейска

Оглавление:


Основание Енисейска

Город Енисейск был основан в 1619 году отрядом казаков во главе с сыном боярским Петром Албычевым и казаком Черкасом Рукиным. Место возведения острога было расположено на небольшой возвышенности на левом берегу Енисея неподалеку от устья небольшой реки Толчеи. Первоначально он представлял собой прямоугольный палисад с тремя башнями – стрельницами и несколькими избами. Новый острог должен был обеспечить безопасность гарнизона, призванного объясачить местное население. Уже на протяжении 1620-х гг. острог дважды, в 1623 и 1626 гг., перестраивался, расширялся и укреплялся. В 1620-е гг. в Енисейском остроге строится первая деревянная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а позднее и вторая – во имя Михаила Маленина. Также на территории острога в этот период находились разного рода административные постройки и Гостиный двор. К 1626 году относятся первые сведения о Богоявленском соборе, с двумя приделами в честь Николая Чудотворца и Михаила Маленина, находившемся за пределами острога. По сохранившимся сведениям Богоявленский собор был трёхъярусным, завершённым пятиглавием. На чертеже С. У. Ремезова, составленном в конце XVII века, на территории Енисейского острога показаны Воскресенская церковь, с шатровым завершением и находившаяся в северо-восточной части острога, и Преображенская церковь, располагавшаяся западнее. Рядом находилась восьмигранная столпообразная часовня, увенчанная крещатой бочкой с главой. В этот период все строения Енисейска, включая церкви, были деревянными. Конфигурация плана первого Енисейского острога, представлявшая собой правильный прямоугольник, была характерна для крепостного зодчества Сибири XVII века. По характеру укреплений, имея – 200 сажен (около 400 метров) – Енисейский острог относился к типу острога-крепости.

The foundation of Yeniseisk

The town of Yeniseisk was founded in 1619 by a group of Cossacks led by boyar’s son Pyotr Albychev and Cossack Cherkas Rukin. The place of construction of a stockaded town was located on a small hill on the left bank of the Yenisei River near the mouth of the small river Tolcheya. Originally it was a rectangular palisade with three towers – strelnitsas and several log huts. The new fort was to ensure the safety of the garrison, called to impose a tax the local population. For the 1620-ies the stockaded town was reconstructed, extended and strengthened twice, in 1623 and 1626. In the 1620-ies the first wooden church in the name of the Entry of the Most Holy Mother of God and later the second – in the name of Mikhail Malinin were built in Yeniseisk stockaded town. Also on the territory of the fortress during that period there were various administrative buildings and shopping arcade (Gostiny dvor). The first data on Epiphany Cathedral, with two side-altars in honor of Nicholas the Wonderworker and Mikhail Malenin, located outside the fortress belongs to 1626. According to the remained data Epiphany Cathedral was three-tiered, completed with five domes. On S. U. Remezov’s drawing made at the end of the 17th century on the territory of the Yenisei stockaded town the Church of the Resurrection, with a tented roof and being in northeast part of the stockaded town, and the Church of the Transfiguration which was settling down to the west are shown. Nearby there was an octahedral pillar-shaped chapel topped with a groin barrel with the cupola. During that period all structures of Yeniseisk, including churches, were wooden. The configuration of the plan of the first Yeniseisk stockaded town representing the correct rectangle was characteristic of the fortress architecture of Siberia of the 17th century. By the nature of the fortifications, with 200 yards (400 meters), the Yeniseisk stockaded town belonged to stockaded town – fortress type.

Енисейск в XVII веке

Достаточно быстро Енисейск превратился из пограничного укрепления в крупный торговый и административный центр обширной территории в бассейне среднего Енисея и Прибайкалья. Согласно сведениям 1647 года: «Енисейский острог невелик, весь погнил, рвов и крепостей нет, окружности он 200 сажен, в длину 78 сажен. Успенския проезжия башни имели по верхнему концу 21 сажень, по нижнему поперёк 8 сажень. В остроге церковь Введения, денежный и соболиный амбары, 2 хлебных амбара, съезжая изба, таможенная изба, воеводский двор, гостиный двор, тюремная изба в тыну. В башне над острожными воротами стоял Нерукотворный образ Иисуса Христа, а на другой стороне Знамения». В 1649 году Енисейск пострадал от сильнейшего наводнения, смывшего укрепления острога.

В 1651 году после разрушительного наводнения, фактически полностью смывшего старые укрепления Енисейска, воеводой Афанасием Пашковым был выстроен новый восьмибашенный острог. Достаточно полное представление о втором Енисейском остроге даёт карта С. У. Ремезова, согласно которой острог имел на восточной и северной сторонах по одной, на южной – две, а на западной – четыре башни. Главный въезд в город находился на южной стороне. От стоявшей здесь Спасской башни, в которой размещалась одноимённая надвратная церковь, начиналась дорога на Маковский острог. Уже к середине XVII века в Енисейске определилось расположение основных архитектурных ансамблей. Ведущее место в панораме города занимали острог и Спасо-Преображенский монастырь на южной возвышенности.

Вдоль берега Енисея располагались: огромный пятиглавый Богоявленский собор, Воскресенская приходская церковь, увенчанная шатром и Христорождественская церковь женского монастыря — размещалась за рекой Толчеёй, также имевшая старинное шатровое завершение. Между Богоявленским собором и Воскресенской церковью располагался комплекс Гостиного двора с пятиглавой церковью Введения. Северо-западнее от Богоявленского собора располагался воеводский двор. Согласно рисунку С.У. Ремезова архитектурной доминантой комплекса являлся дом воеводы – трёхэтажное деревянное здание. В комплекс воеводского двора, кроме дома воеводы, входили и многочисленные служебные постройки («изба чёрная», «анбары», кузница). Весь комплекс был обнесён стеной, состоящей из бревенчатых прясел между башнями. Вплоть до 1760-х гг. воеводский двор сохранял своё местоположение. Неподалеку от Спасской башни острога находилась тюрьма, ограждённая тыном, и приказная изба, на крыше которой помещался государственный герб. За рекой Перекоп на возвышенном месте находились строения Спасского мужского монастыря.

В 1667 году с целью защиты посада вокруг него была выстроена острожная стена из шести куртин между башнями. Таким образом, в конце XVII века Енисейск представлял собой так называемый «двойной острог», состоявший из «малого города» крепости и «большого города» — укрепленного посада. Это был характерный для Сибири бревенчатый острог.

Yeniseisk in the XVII century

Quickly enough Yeniseisk turned from a border fortification into a major commercial and administrative center of a vast territory in the basin of the middle Yenisei and of the Baikal region. According to the data of 1647: «the Yeniseisk stockaded town is small, the entire one had rotted, there are no ditches and fortresses, it is a circle of 200 sazhens, 78 sazhens in length. The carriageway tower of Assumption was on the upper end of 21 sazhens, the bottom breadth was 8 sazhens. In the fort there was a Church of the Entry, money and sable barns, 2 grain barns, a mandative log hut, a customs house, a voevode’s yard, gostiny dvor, a prison hut surrounded by palings. In the tower above the town gate there was a Not made by hand image of Jesus Christ, and on the other side there was the Sign.» In 1649 Yeniseisk suffered from severe floods that swept away the fortifications of the stockaded town.

In 1651 after the devastating floods that completely washed away the old fortifications of Yeniseisk, a new eight-tower stockaded town was built by a voevode Athanasy Pashkov. Rather complete idea of the second Yeniseisk fort is given by S. U. Remezov’s map according to which the fortress had one tower on eastern and northern sides, two towers – on southern one and four towers – on western side. The main entrance to the town was on the south side. From the Spasskaya Tower standing here in which the gateway church of the same name was placed the road on the Makovsky stockaded town began. By the middle of the XVII century Yeniseysk had determined the location of the main architectural ensembles. The leading place in the panorama of the town was taken by the fort and the monastery of the Holy Transfiguration on the southern hills.

Along the banks of the Yenisei River there was a huge five-domed Epiphany Cathedral, the parish Church of the Resurrection, topped by tented roof and Nativity of Christ Church of convent located across the river Tolcheya, which had also an ancient tent completion. Between Epiphany Cathedral and the Church of the Resurrection the complex of Gostiny dvor with the five-domed the Church of the Entry was located. To the northwest from Epiphany Cathedral there was a voevode’s yard. According to S. U. Remezov’s drawing the house of the voivode – the three-storyed timber building was an architectural dominant of the complex. The complex of the voevode’s yard, except the house of the voevode, included numerous outbuildings («a black log hut», barns, a smithy). The whole complex was surrounded by a wall consisting of log curtain walls between the towers. Up until the 1760s the voevode’s yard retains its location. Not far from the Spasskaya tower of the town there was a prison, enclosed by palings, and mandative log hut on the roof of which the state coat of arms was placed. Across the river Perekop on higher ground there were buildings of the Spassky Monastery. In 1667, to protect trading quarter a wall of six curtains between the towers was built around it.

Thus, at the end of the XVII century Yeniseisk was a so-called «double stockaded town «, which consisted of «a small city» fortress and «a big city» – a fortified trading quarter.

It was the timbered stockaded town, characteristic of Siberia.

Енисейск в XVIII веке

К концу XVII века, по данным Николая Спафария, в остроге было уже 500 дворов. Однако пожар 1703 года уничтожил все казённые, административные и торговые здания, а также церкви и значительную часть жилой застройки. В течение 1704 – 1705 гг. башни и стены острога были восстановлены.

Согласно губернской реформе 1708 года Енисейск становится уездным городом Сибирской губернии. В том же году в Енисейск из Тобольска был прислан опытный каменщик Федот Меркурьевич Чайка, который в 1712 году возвёл первый в Енисейске каменный храм – Богоявленский собор, не дошедший до нашего времени, сохранилась только его колокольня. Образ храма Спасо-Преображенского монастыря, заложенный в 1731 г. является ныне начальным звеном каменного строительства Приенисейской Сибири.

В 1719 году, когда Россия была разделена на 50 провинций, Енисейск становится центром одной из них. В начале 1730-х гг. в городе произошёл очередной крупный пожар, уничтоживший четыре из восьми башен «малого города» и Воскресенскую церковь. В 1733 году началось строительство новой острожной стены с восемью башнями, призванной охватить всю городскую застройку. Однако в связи с отсутствием для города реальной угрозы, строительство фактически не было завершено. Остатки обветшавших деревянных оборонительных сооружений Енисейска оставались в центре города до пожара 1778 года, а отдельные башни внешней стены и до начала XIX века.

Таким образом, время существования деревянного острога-крепости Енисейска, бывшей главной архитектурной доминантой города, охватывает период с начала XVII века (1619 год) до конца XVIII века. В результате утраты Енисейском военного значения и дальнейшего его развития как торгово-ремесленного и административного центра, оборонительные сооружения вокруг ядра города, пришедшие в течение XVIII века в упадок, не восстанавливались.

В течение XVII – XVIII вв. Енисейск являлся крупным металлургическим центром. В 1765 году в городе насчитывалось 42 кузницы. Специалисты в области металлообработки (кузнецы, пушкари, бронники, литейщики) жили вдоль реки Мельничной, где были расположены десятки горнов и кузниц.

В конце 1760 – начале 1770 гг. существовал проект регулярной перепланировки Енисейска. Несмотря на то, что этот план не был утверждён центральным правительством, город застраивался в соответствии с ним. Только пожар 1778 года, в результате которого выгорела значительная часть городской застройки, позволил начать практические работы по переустройству города. В результате неё были спрямлены многие улицы, создана обширная площадь, которая должна была примыкать к запроектированному зданию Гостиного двора.

Вопрос о строительстве каменного Гостиного двора в Енисейске поднимался центральным правительством с конца XVII века, однако только в 1770-х гг. началось строительство этого комплекса. Точное время сооружения Гостиного двора в Енисейске не известно, очевидно строительные работы велись в 1770 – 1780-х гг. Гостиный двор представлял собой единый комплекс одноэтажных лавок (всего 112), расположенных вокруг прямоугольной площади размером 50 на 70 метров. Углы двора были скошены, при общей прямоугольной форме плана комплекса. Южный фасад, выходивший к торговой площади, имел в середине ворота с надстроенным над ними вторым этажом. Всё сооружение было оформлено в стиле барокко — этого периода. В конце 1820 года здание Гостиного двора подверглось значительной перестройке. Над средней частью южного фасада был возведён третий ярус. Очевидно, в это же время над средними частями южного и северного фасадов здания появились треугольные фронтоны. В это время, в здании Гостиного двора, помимо торговых заведений помещался городовой суд. Вместе с возведением Гостиного двора, в середине XVIII – начале XIX вв. в Енисейске началось активное строительство гражданских каменных зданий. Наиболее заметными из них были, так называемый «Дом воеводы», возведённый в 1770-х гг., двухэтажное здание «дома Евсеева» (кон. 1770-х – нач. 1780-х гг.) – в этот период Енисейск входил в десятку лучших городов России. Согласно переписи 1763 года, в Енисейске насчитывалось около 4000 жителей.

Yeniseisk in the 18th century

By the end of the 17th century, according to Nikolay Spafary, in a stockaded town there were already 500 smallholding buildings. However the fire in 1703 destroyed all governmental, administrative and commercial buildings as well as churches and considerable part of a housing estate. During 1704–1705 the towers and the walls of the fortress were restored.

According to the provincial reform of 1708 Yeniseisk became a district town of the Siberian province. The same year an experienced bricklayer Fedot Merkuryevich Chaika was sent to Yeniseisk from Tobolsk, in 1712 he built the Yeniseisk’s first stone church – Epiphany Cathedral which has not come down our time, only its bell tower has remained. The image of the temple of monastery of the Holy Transfiguration, founded in 1731, is now the initial stage of stone construction of Yenisei Siberia.

In 1719, when Russia was divided into 50 provinces, Yeniseisk became the center of one of them. In the early 1730s, the town experienced another major fire that destroyed four of the eight towers of the «small town» and the Church of the Resurrection. In 1733 the construction of the new town wall with eight towers urged to cover entire urban development began. However, in the absence of a real threat to the town, construction was not actually completed. The decayed remains of wooden fortifications of Yeniseisk were in the centre of the town before the fire of 1778, and several towers of the outer wall remained up to the beginning of the XIX century

Thus, the existence of the wooden stockaded town – fortress of Yeniseisk, the former chief architectural dominant of the town, covers the period from the beginning of the XVII century (1619) to the end of the XVIII century. As a result of loss by Yeniseisk of military value and its further development as trade and craft and administrative center, the defensive structures around a town core which fell within the 18th century into decay were not restored.

During the XVII – XVIII centuries Yeniseisk was the largest metallurgical center. In 1765 in the town there were 42 blacksmith shops. Experts in the field of metal working (blacksmiths, gunners, armorers, casters) lived along the river Melnichnaya, where dozens of horns and blacksmith shops were located.

At the end of 1760 – the beginning of 1770 there was a project of regular re-planning of Yeniseisk. Despite the fact that this plan was not approved by the central government, the town was built in accordance with it. Only the fire of 1778, which burned a considerable part of urban development, made it possible to start practical work on the reconstruction of the town. As a result of it many streets were straightened, the extensive area which should adjoin the designed building of Gostiny dvor was created.

The question of construction of stone Gostiny dvor in Yeniseisk was brought up by the central government since the end of the 17th century, however only in the 1770s the construction of this complex began. The exact time of a construction of Gostiny dvor in Yeniseisk is not known, obviously construction works were was carried out in 1770 – 1780s.

Gostiny Dvor was a single complex of one-storey shops (of 112) arranged around a rectangular square of 50 by 70 meters in size. The corners of the yard had been beveled with a general rectangular shape plan of the complex. The southern facade, fronted by a sales area, in the middle had a gate with the second floor which was built over them. The whole structure was decorated in the Baroque style of the period. At the end of 1820 the building of Gostiny dvor was undergone to considerable restructuring. Above the central part of the southern facade the third tier was built. Obviously, in the same time over the middle parts of the southern and northern facades of the building triangular pediments appeared. At this time in the building of Gostiny dvor the policeman court was located in addition to trade institutions. Together with construction of Gostiny dvor, in the middle of XVIII – the beginning of the 19th centuries in Yeniseisk the active construction of civil stone buildings began. The most noticeable of them were, the so-called «House of the voevode» built in the 1770s, the two-storeyed building of «Evseev’s house» (late 1770s – Early 1780s) – during this period Yeniseisk was included in the top ten best cities of Russia. According to the census of 1763 in Yeniseisk there were about 4,000 inhabitants.

Енисейск в XIX веке

В XIX веке Енисейск утратил былое торгово экономическое значение. Наиболее крупные работы в городе в начале века были связаны с расширением и благоустройством храмов. В 1819–1820 гг. был обнесён каменной оградой Богоявленский собор. В 1822 году были завершены работы, и произошло освящение надвратной церкви Захария и Елизаветы в Спасском монастыре, закладка которой относилось ещё к 1785 году. В 1826-1827 гг. был достроен настоятельский корпус Спасского монастыря, что означало, в основном, завершение формирования монастырского архитектурного ансамбля. Гражданское строительство в Енисейске было не столь развитым как церковное – здание уездного училища (1824 год). В 1855 г. в городе было построено деревянное здание театра, которое, однако, сгорело в 1868 г. В 1858 г. в Енисейске было построено двухэтажное деревянное здание Благородного собрания.

В середине XIX века в связи с ростом благосостояния горожан, обусловленным развитием золотодобычи в Енисейской губернии отмечается архитектурное развитие Енисейска. Так, в 1861 году в Енисейске было 153 каменных и 1046 деревянных дома. В число каменных городских построек входили общественные лавки Гостиного двора, частные лавки и жилые дома. Самый большой каменный дом в городе принадлежал купцу Игнатию Кытманову, второй по размерам – его брату Александру. В то же время основное жилое строительство в городе было деревянным. Городские усадьбы в зависимости от уровня достатка владельцев представляли собой одно-, или двухэтажные здания, с целым комплексом хозяйственных построек: конюшнями, завознями, ледниками, банями, амбарами и др.

В первой трети XIX века происходило расширение границ женского Христорождественского монастыря, в результате чего он занял целый квартал. Была сооружена каменная ограда, охватившая монастырь с восточной, южной и западной сторон, обращённых к городу. К началу 1830-х гг. был построен одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный, также каменный, для сестёр. В 1843 году во владения монастыря перешёл каменный дом, стоявший на юго-восточном углу монастырской ограды. В 1856 году в монастыре был построен двухэтажный деревянный корпус для сестёр. В 1859 году была заложена каменная часовня над могилой старца Даниила, законченная строительством уже в 1860 году. О первоначальном облике часовни практические ничего неизвестно, кроме того, что она имела в плане квадрат и была выполнена в стиле позднего классицизма. Позднее, в 1890-х гг. часовня была значительно перестроена и приобрела облик небольшой каменной церкви, с традиционным членением объёмов (алтарь, храм, колокольня). Особенностью часовни во имя преподобного Даниила Столпника стало её архитектурное убранство, решённое в русском стиле, ранее малохарактерном для Енисейска в целом.

В 1869 году в Енисейске произошёл очередной пожар, уничтоживший большую часть города. В результате пожара выгорела Христорождественская монастырская церковь, Троицкая церковь, колокольня Богоявленского собора (сам собор не пострадал), Преображенская церковь, Воскресенская церковь, надвратная церковь Захария и Елизаветы. После пожара в городе уцелела только Успенская церковь и два кладбищенских храма. Несмотря на огромные разрушения, уже к концу 1870-х гг. практически все церкви были восстановлены. В это время одноэтажный каменный дом, приобретённый женским монастырём, был переоборудован в церковь, освящённую в честь иконы Иверской Божьей матери.

Крупными гражданскими зданиями были возведённый корпус мужской гимназии в 1877 – 1886 гг на Большой улице и здание женской гимназии (сер. XIX века) – на ул. Кедровой. Кроме того, в этот период возводятся многочисленные жилые дома, имевшие каменный первый этаж и деревянный – второй. В 1887 году началось строительство деревянного еврейского молитвенного дома, строительство которого завершилось в 1888 году. В 1902 году в Енисейске было начато, а в 1905 году было завершено строительство каменной соборной мечети.

По мнению красноярского архитектора К. Ю. Шумова, история застройки Енисейска может быть разделена на ряд основных этапов:

  • 1-й этап (1619 –1708 гг.)

В течение этого этапа сформировалась двухчастная планировочная структура Енисейска – «крепость-торг» и посад, организующим началом которой стали укрепления острога. В этот период определились места расположения основных градостроительных доминант застройки: Богоявленского собора – центра духовной жизни горожан, и комплекса Гостиного двора с церковью (первоначально Введенской, позднее Преображенской).

  • 2-й этап (1708 –1778 гг.)

В течение этого этапа архитектурный облик Енисейска претерпел значительные изменения. Древнерусский характер застройки, при сохранении принципа свободной планировки, получил новое наполнение благодаря строительству каменных церквей, облик которых нёс в себе черты как «московского» так и «уральского» барокко.

  • 3-й этап (1778 – I-я четверть XIX века)

В течение этого этапа изменился характер планировочной структуры застройки города, ставшей более упорядоченной по «прожектированному» плану. В это время появляются первые каменные жилые дома по периметру намеченных кварталов, перестраивается в камне комплекс Гостиного двора. Застройка административного центра Енисейска в этот период характеризуется принадлежностью к стилю барокко, в его своеобразной, местной трактовке.

  • 4-й этап (I-я четверть XIX – начало XX вв.)

В течение этого этапа в застройку центра был внесён ряд незначительных изменений, в виде строительства двух новых и перестройки одного старого зданий. К концу этапа окончательно сложился каменный комплекс застройки исторического центра, носивший черты различных стилистических направлений.

Yeniseisk in the 19th century

In the nineteenth century Yeniseisk lost its former commercial and economic importance. The largest works in the town in the beginning of the century were associated with the expansion and improvement of churches. In 1819–1820 the Epiphany Cathedral was surrounded with a stone fencing. In 1822 work was completed, and there was a consecration of a gateway church of Zachary and Elizabeth in the Spassky monastery the foundation of which dates back to 1785. In 1826–1827 a prior’s housing of the Spassky monastery was completed, which meant, basically, the completion of the monastery’s architectural ensemble.

Civil construction in Yeniseisk was not as developed as the church one – the building of district school (1824). In 1855 the town wooden building of the theater was built, which, however, burnt down in 1868. In 1858 a two-storeyed wooden building of the Nobility Assembly was built in Yeniseisk.

In the middle of the 19th century in connection with a growth of welfare of citizens caused by the development of gold mining in the Yenisei province architectural development of Yeniseisk was noted. So, in 1861 in Yeniseisk there were 153 stone and 1046 wooden houses. The public shops of Gostiny Dvor, private shops and homes were among stone town constructions. The biggest stone house in the town belonged to a merchant Ignatiy Kytmanov, the second for the sizes – to his brother Alexander. At the same time, the main residential construction in the town was made of wood. City estates, depending on the level of income of  owners were one- or two-storeyed buildings, with a whole complex of outbuildings: stables, zavoznyas (the covered area attached to a barn for carts and sledges), glaciers, baths, barns, etc.

In the first third of the 19th century there was an expansion of the borders of the Nativity of Christ convent therefore it took the whole quarter. The stone fencing which surrounded the convent from the eastern, southern and western sides turned to the town was built. By the beginning of the 1830th the one-storey stone prior’s housing and two-storeyed one, also made of stone, for sisters were constructed. In 1843 a stone house, which stood at the southeast corner of the monastery fencing, passed into the possession of the monastery. In 1856 a two-storeyed wooden housing for sisters was built in the convent. In 1859 a stone chapel over the grave of the elder Daniel was laid, its construction was completed in 1860. Practically nothing is known of the original shape of the chapel except that it had a square layout and was made in the style of late classicism. Later, in the 1890s the chapel was significantly rebuilt and acquired the image of a small stone church, the traditional partitioning of amounts (the altar, the church, the bell tower). Its architectural furniture is solved in the Russian style earlier low-characteristic of Yeniseisk in general became a feature of a chapel for the sake of the Reverend Daniel the Stylite.

In 1869 in Yeniseisk there was another fire that destroyed most of the town. The fire burned Nativity of Christ convent church, Trinity Church, the bell tower of the Epiphany Cathedral (the cathedral itself was not damaged), Transfiguration Church, Resurrection Church, the gateway church of Zachary and Elizabeth. Only Church of the Assumption and two cemetery temples survived the fire in the town. Despite the massive destruction, by the end of the 1870s almost all the churches were restored. At that time one-storyed stone house purchased by the convent was converted into a church, consecrated in honor of the icon of the Iveron Mother of God.

Large civil buildings were the housing of a man’s gymnasium built in 1877 – 1886 in Bolshaya Street and the building of a girls’ school (mid. 19th century) – in Kedrovaya St. Besides, during that period the numerous houses which had a stone ground floor and wooden – the first one were built. In 1887 the construction of a wooden Jewish house of worship which building came to an end in 1888 began. In 1902 in Yeniseisk the construction of a stone mosque was started and in 1905 it was completed.

According to the Krasnoyarsk architect K. Yu. Shumov the history of building of Yeniseisk can be divided into several main stages:

  • 1st stage (1619 – 1708)

During this stage a two-part planning structure of Yeniseisk – “fortress-market” and suburb, the organizing principle of which was the strengthening of the fortress was formed. This period determined the location of the main urban landmarks of development: the Epiphany Cathedral – the center of spiritual life of citizens and the complex of Gostiny Dvor with the church (originally Vvedenskaya, the Church of Transfiguration later).

  • 2nd stage (1708 – 1778).

During this stage the architectural appearance of Yeniseisk had undergone considerable changes. The Old Russian nature of the building, while maintaining the principle of the free plan, got a new filling due to the construction of stone churches, the appearance of which carried the features of «Moscow» and «Ural» Baroque.

  • 3rd stage (1778 – I quarter of the 19th century)

During this stage character of planning structure of the building of the town which had become more ordered according to the «projected» plan changed. At this time there were first stone houses on perimeter of the planned quarters, the complex of Gostiny dvor was reconstructed in a stone. Building of an administrative center of Yeniseisk during this period is characterized by belonging to Baroque style in its unique local interpretation.

  • the 4th stage (the 1st quarter of 19 – the beginning of the 20th centuries)

During this stage a number of minor changes were brought in the building of the center changes in the form of the construction of two new and reconstruction of old buildings. By the end of the stage there was finally a stone complex of building of historic center carrying lines of various stylistic directions.